Учимся играя
«Авторские настольные игры и их использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
ДЕТИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА НАШЕГО ДОУ № 116, С БОЛЬШИМ ИНТЕРЕСОМ ИГРАЮТ В НАРОДНУЮ ИГРУ «ГОРДКИ»
Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.
Цель и задачи программы
Основной целью Программы является ознакомление детей с русской народной спортивной игрой «Городки», формирование основ правильной техники игры и воспитание потребности и интереса к занятиям физической культурой и спортом.
При этом обеспечивается решение следующих задач физического воспитания дошкольников:
- укрепление здоровья, физического развития и повышения работоспособности детей дошкольного возраста;
- воспитание у дошкольников высоких нравственных качеств и формирование мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями;
- обучение правилам игры в городки;
- развитие двигательных способностей и приобретение соответствующих умений и навыков.
Принципы и подходы к формированию программы
Программа построена на основе принципов:
- Принцип оздоровительной направленности, согласно которому инструктор по физической культуре и воспитатели несут ответственность за жизнь и здоровье своих воспитанников, обеспечивают рациональный общий и двигательный режим, создаёт оптимальные условия для чередования двигательной и познавательной активности детей, продуктивных видов деятельности.
- Принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который выражается в комплексном решении задач физического, социально – нравственного и художественно – эстетического воспитания, единства своей реализации с принципом взаимосвязи физической культуры с жизнью.
- Принцип гуманизации и демократизации, который позволяет выстроить работу с детьми на основе личностно – ориентированного подхода, принцип комфортности в процессе развивающего общения инструктора с детьми и детей между собой.
- Принцип индивидуализации позволяет охранительный режим в процессе проведения занятий, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка, подбирая для каждого оптимальную физическую нагрузку , индивидуальный темп двигательной активности.
- Принцип постепенности наращивания развивающих, тренирующих воздействий, цикличности и систематичности чередования нагрузок и отдыха во время обучения.
- Принцип единства с семьёй, предполагает единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, двигательной активности, культурно – гигиенических навыков, развитие двигательных навыков. Оказание необходимой помощи родителям воспитанников, привлечение их к участию в совместных мероприятиях .
Программа предусматривает использование оптимальных форм и методов обучения с учетом принципов равенства и единства, ненасилия и свободы, уважения личности ребенка в сочетании с требовательностью к ней.
Характеристика возрастных особенностей детей
Старшая группа (5-6 лет)
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Этот возраст характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7—10 см, при этом показатели роста детей подготовительной группы несколько выше, чем у детей шестого года жизни. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Воспитатель, инструктор по физической культуре уделяет особое внимание развитию мелкой моторики. Дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.
Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы — возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически (что связано и с возрастающей физической выносливостью).
Подготовительная к школе группа (6-8 лет)
В этот период в жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Движения детей отличаются достаточной координированностъю и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность пространственной ориентировки, заметно увеличились проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.
Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем поведении: элементарные правила безопасности, сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, важности охраны органов чувств (зрения, слуха), некоторых приемах первой помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина), правилах поведения в обществе в случае заболевания (при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшим), некоторых правилах ухода за больным (не шуметь, выполнять просьбы, предложить чай, подать грелку, градусник и т. п.).
Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением статуса дошкольников в детском саду — в общей семье воспитанников детского сада они становятся самыми старшими. Наряду с воспитателем инструктор по физической культуре помогает детям осознать и эмоционально прочувствовать свое новое положение.
Необходимо постоянно поддерживать в детях ощущение взросления, растущих возможностей, вызывать стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности, вселять уверенность в своих силах. Одновременно важно развивать чувство ответственности за свои действия и поступки.
Возраст 6—8 лет характеризуется активизацией ростового процесса. Быстро увеличивается длина конечностей. Следует помнить, что позвоночник ребенка 6—8 лет очень чувствителен к деформирующим воздействиям. Поэтому постоянный контроль за позой и осанкой каждого ребенка — обязательное условие его нормального физического развития.
У старших дошкольников наблюдается незавершенность строения стопы. Необходимо предупреждать появление и закрепление плоскостопия. Его причиной могут стать постоянное ношение обуви без каблучка, на жесткой, негнущейся подошве, большего, чем нужно, размера, а также излишняя масса тела, перенесенные заболевания. Инструктору следует быть внимательным к жалобам отдельных детей на усталость и боль в ногах при ходьбе или стоянии.
У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы, особенно кистей рук, все еще слабы. Для их развития инструктор часто использует пальчиковую гимнастику.
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы 1- го года обучения дошкольники
знают:
- основы истории возникновения русской народной игры «Городки» ,
- основные правила игры в «Городки»,
- названия и порядок построения городошных фигур («Забор», «Ворота», «Бочка», «Часовые»);
уверенно разбираются в основной терминологии ( «город», городки
или рюхи, городошные фигуры, бита, кон и т.п.);
умеют правильно держать биту;
знают способы броска биты, исходное положение при броске - «стойку городошника».
«Авторские настольные игры и их использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
К концу 2-го года обучения дошкольники
закрепляют знания, полученные на первом году обучения (историю, терминологию, основные правила игры и др.)
знают:
- названия и порядок построения фигур («Пушка», «»Артиллерия», «Вилка», «Стрела», «Пулемётное гнездо» и т.д),
- виды и правила соревнований,
- понятия «выбитый» и «не выбитый» городок, «потерянный бросок»
умеют технически грамотно выполнять бросок биты.
11.09.2016 в целях профилактики дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников ДОУ №116 г. Липецка, активизации работы педагогического коллектива по данному направлению в детском саду состоялось музыкально-спортивное развлечение «Зелёный огонёк».
Пешеходов город полон
В день любой и в час любой -
В детский сад идем и в школу,
Возвращаемся домой:
Нас ходить дорога учит,
И она не подведёт!
Каждый званье пусть получит
Образцовый пешеход!